PR и реклама в тренде 70-летия

PR и реклама в тренде 70-летия

12.05.2015

Вправе ли люди не воевавшие, не совершавшие подвигов использовать Георгиевскую ленту? Так стоит вопрос сейчас, – напомнила 7 мая 2015 года в прямом эфире Русской службы новостей директор Центра маркетинговых инноваций в образовании Любовь Даниленко. Завершение празднований 70-летия Победы в Великой Отечественной войне подходящее время для оценки результатов PR-усилий и патриотической пропаганды.

«В Кодексе об административных правонарушениях прописать: все, что связано с войной – звезды на фуражках, пряжках, ордена, медали, георгиевскую ленту – нельзя использовать в рекламных целях, а следует бережно хранить и показывать в музеях. Это символы, они имеют воспитательное значение, и здесь нельзя разбрасывается, это связано с Великой Победой», – предложил Жириновский Владимир Вольфович накануне дня празднования. За десять лет с запуска акции «Георгиевская ленточка» накопилось значительное количество примеров неэтичного, недобросовестного и уже аморального использования военной символики в целях рекламы, PR-активности и цитируемости. Надо сказать, это уже не первое заявление представителей власти о своих намерениях. Так, еще в 2014 году (сентябрь) Член Общественной палаты Султан Хамзаев предлагал законодательно ограничить использование символов, олицетворяющих героическую победу нашей страны в ВОВ, в рекламных целях. Хамзаев обратился к Владимиру Путину с просьбой рассмотреть вопрос «о необходимости установления законодательного запрета на использование в рекламе алкогольной продукции образов и символов, олицетворяющих героическую победу нашей страны». Он предлагает внести соответствующие дополнения в действующий федеральный закон «О рекламе», а при необходимости и в иные законодательные акты (со ссылкой на газету «Известия»).

Напомним об истории акции через историю символа.

Орден Святого Георгия был введен в российской империи Екатериной Второй в 1769 году. Имел он четыре класса и являлся высшей военной наградой в государстве. Солдаты и офицеры, которые в ратном бою совершили выдающие поступки или военные подвиги, были удостоены чести быть награжденными этим орденом.

Орден первого класса имел три знака – звезду, крест и ленту из двух оранжевых и четырех черных полосок. Цвета этой ленты символизировали порох и огонь. После окончания русско-турецкой войны полки, которые доказали свою военную доблесть на полях брани, были награждены георгиевскими штандартами.

На долгие годы после революции 1917 года в России была забыта традиция награждения орденом Святого Георгия, как пережиток буржуазного прошлого и остаток царизма.

Для подъема духа национального патриотизма 8 ноября 1943 года был учрежден орден «Славы» трех степеней, к которому прилагалась георгиевская ленточка. Она несколько изменила свой облик и чередование цветов. С этого момента обновленной лентой стали обтягивать колодки орденов Славы.

Возрождение же самого ордена Святого Георгия началось с принятия Президиумом Верховного Совета РСФСР указа в 1992 году об учреждении одноименного ордена. С празднования 60-летия победы ВОВ появилась и традиция повязывать георгиевские ленточки, причем традиция с годами приобрела даже собственный регламент. Так, считается недопустимым повязывать ленту ниже пояса, использовать ее в качестве украшения (шарфы, банты) или вплетать в волосы.

Многочисленные обсуждения в СМИ примеров курьезного использования атрибутов военной славы гражданами и коммерческого использования в продвижении товаров, услуг и организаций являются ярким признаком девальвации духовных ценностей, которые связываются с этой символикой. Это еще раз обращает наше внимание на низкий уровень не столько профессиональной, сколько личной этики, размытости представлений о границах нравственности, и не является проявлением креатива или патриотических чувств, а признается официальной спекуляцией и угождением политическим трендам.

Ситуация с Георгиевскими ленточками как еще один маяк и уже не первый сигнал того, что усилия по патриотическому воспитанию тщетны, когда память естественным образом вычеркивает из сердец то, что стало историей.

Организаторы: 

Центр Маркетинговых Инноваций

События: 

Всероссийский Конгресс 2014
Infohit Awards лого
MCM-лого

Информационные партнеры:

RG_logo
MIC_logo